Рыбные новости – новости рыбной индустрии на Fish25.Ru
- Подробности
-
Опубликовано 31.10.2016 09:00
В Совете Федерации обсудили проблемы, с которым сталкиваются рыбоводные хозяйства после вступления в силу закона об аквакультуре и других нормативных актов, регулирующих товарное рыбоводство.
Заплатки для законодательства
27 октября в Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию прошел круглый стол, посвященный совершенствованию законодательного регулирования в сфере аквакультуры. Руководители отраслевых ассоциаций и рыбоводных предприятий, представители Госдумы, Минсельхоза, Росрыболовства, органов власти субъектов РФ говорили о проблемах правоприменения закона об аквакультуре и связанного с ним корпуса подзаконных и ведомственных актов.
«Непродолжительная правоприменительная практика закона об аквакультуре показала, что на сегодняшний день не в полной мере урегулированы отдельные его нормы, что затрудняет допуск всех заинтересованных пользователей к земельным и водным ресурсам, рыбоводным участкам», – открыл выступления член Совета Федерации от Карелии Игорь Зубарев.
К первоочередным он отнес вопросы, связанные с использованием русловых прудов, водных объектов, расположенных в лесах, земель лесного фонда для товарного рыбоводства, развития пастбищной аквакультуры и т.д. Часть из них, по заверениям директора департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры (рыбоводства) Минсельхоза Евгения Каца, уже находится в процессе решения. В связи с этим в министерстве попросили сенаторов поддержать поправки, которые потребуется внести в законодательство.
Для реализации нормы о бесконкурсном перезаключении договоров на РВУ с рыбоводными хозяйствами, если они добросовестно выполняют свои обязательства, разработан проект соответствующего порядка, который прошел все процедуры и уже находится в правительстве. «Надеемся, в ближайшее время он выйдет», – сообщил Евгений Кац, добавив, что готовятся также ведомственные акты.
К явным административным барьерам он отнес требование о согласовании создания участков площадью свыше 300 га с Минсельхозом. «Мы сейчас вышли с инициативой, чтобы это лишнее согласование исключить, чтобы все решалось на уровне комиссий», – уточнил глава департамента. Готовятся и предложения о передаче большего количества полномочий – как по проведению торгов в отношении участков, так и по определению границ РВУ – в субъекты Федерации. Правда, и ответственность региональных властей за показатели отрасли пообещали повысить.
По словам начальника управления аквакультуры Росрыболовства Виктора Ашарина, достаточно сложно продвигается работа над законом о любительском рыболовстве. В документе нужно найти компромисс между интересами рыбаков-любителей, вооруженных лозунгом «Свободно и бесплатно!», и рыбоводными хозяйствами, особенно если речь идет о пастбищной аквакультуре на озерах.
Грядущая передача части полномочий регулятора в регионы в том числе устранит затруднения для бизнеса из-за существования двух комиссий по определению границ РВУ – от субъекта и от теруправления Росрыболовства, выразил надежду Виктор Ашарин. Будет меньше путаницы с подачей документов и потери времени.
Больше полномочий регионам
Представители ассоциаций и субъектов Федерации поделились конкретными проблемами, которые требуют дополнительного законодательного регулирования, и внесли ряд предложений по итоговым рекомендациям круглого стола. Сенатор от Приморского края Людмила Талабаева выступила с инициативой возобновить ведение реестра участков, созданных и переданных хозяйствам, и прописать в законе возможность выделения рыбоводного участка под инвестиционный проект на безвозмездной основе.
Председатель правления Ассоциации «Росрыбхоз» Василий Глущенко напомнил о поручении президента по внесению в законодательство изменений, регламентирующих использование прудов на водотоках на землях сельхозназначения для товарного рыбоводства. Руководитель объединения попросил членов комитета Совфеда содействовать скорейшему рассмотрению и принятию соответствующего законопроекта.
На Кубани в подобных русловых водоемах выращивается до 80% товарной рыбы, подтвердил остроту вопроса представитель министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края Артем Шевченко. Правда, речь идет не землях сельхозназначения, а об одамбированных участках степных рек в русле водотока.
Поскольку участки на них считаются новыми, из правового поля выпадает более 300 договоров, которые были заключены в рамках краевого законодательства до принятия закона об аквакультуре. Таким предприятиям, как и лососевым заводам Сахалинской области, необходимо получать РВУ через аукционы, где не учитывается ни история производства, ни созданная на водоеме инфраструктура.
В Карелии сложности видят в формировании участков на акваториях водоемов, примыкающих к землям лесного фонда. Глава министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства республики Всеволод Телицын предложил закрепить за комиссией по определению границ РВУ право осуществлять корректировку их площади, установить однозначную трактовку правил определения границ РВУ и снять запрет на формирование участков на территории двух или более муниципальных образований.
По словам Игоря Зубарева, еще одной ключевой проблемой карельских форелеводов является необходимость приобретать корма и посадочный материал за рубежом. Изменения валютного курса и ужесточение залоговых требований банков больно ударили по хозяйствам, притормозив темпы развития отрасли.
Исполнительный директор Ассоциации лососевых рыбоводных заводов Сахалинской области Кирилл Проскуряков посетовал на невозможность в полной мере оценить действие закона, поскольку на Сахалине до сих пор «заводы есть, а рыбоводных участков нет». Другой проблемой, по его словам, является отсутствие свободных морских акваторий, а на рыбопромысловых участках запрещено вести параллельно и рыболовство, и марикультуру.
«Хотелось бы, чтобы многофункциональное использование участков было введено в норму, чтобы по желанию пользователь РПУ мог бы заниматься в том числе и пастбищной аквакультурой, и марикультурой», – высказал пожелание представитель АЛРЗ.
Руководитель секции «Рыбохозяйственный комплекс» экспертного совета при комитете СФ Владимир Измайлов предложил дополнить рекомендации круглого стола пунктом о законодательном закреплении промвозврата за лососевыми рыбоводными заводами. На отсутствие гарантий возврата, как и на зарегулированность деятельности лососеводов в целом, пожаловался руководитель службы аквакультуры АО «Гидрострой» Владимир Самарский.
«Нам необходимо создавать условия управления аквакультурой так, чтобы большая часть нормирования и допуска к деятельности происходила на основе саморегулирования. Это позволит сэкономить бюджетные средства и избавить участников от излишних административных барьеров», – убежденно заявил он.
Президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Александр Фомин отметил важность системного анализа уже принятых нормативных актов, особенно с точки зрения снятия административных барьеров. «Действительно, этих обращений и замечаний с мест очень много. В разных регионах подходы разные, порой они зависят от субъективных вещей. Поэтому очень важно провести эту работу системно», – подчеркнул руководитель ВАРПЭ.
Участники круглого стола обращались и к темам распространения сельхозстрахования на аквакультуру, увеличения объемов субсидирования предприятий, актуализации госпрограммы и разработки новой стратегии развития отрасли. Подводя итоги дискуссии, Игорь Зубарев отметил, что проблем в аквакультуре и рыбном хозяйстве достаточно, но их необходимо постепенно решать и двигаться дальше.
Источник:
fishnews.ru