Рыбные новости – новости рыбной индустрии на Fish25.Ru
- Подробности
-
Опубликовано 27.07.2016 11:00
Несмотря на призывы к импортозамещению, в том числе на рыбном рынке, портовая инфраструктура не готова к резкому увеличению объемов перевалки рыбы. Проблемы связаны как с техническим состоянием ГТС, так и со сложными отношениями управляющей организации – ФГУП «Нацрыбресурс» - с некоторыми арендаторами.
Озвученные на Госсовете задачи по увеличению поставок рыбопродукции на внутренний рынок и развитию береговой переработки требуют решения инфраструктурных проблем. Именно порты являются начальным звеном этой цепочки, и от того, как встречают рыбу на берегу, во многом зависит ее дальнейший путь.
«Прежде чем наращивать объемы перевалки и переработки рыбы на берегу, нужно чтобы судну было куда причалить и где разгрузиться. Причем в идеале все эти процессы должны быть максимально эффективными и обеспечивать сохранность качества продукции. К сожалению, на сегодняшний день береговая инфраструктура – причалы, холодильники, подъездные пути – не в полной мере готова к приемке растущих объемов рыбопродукции», – отметил заместитель генерального директора по управлению нефинансовыми активами ФГУП «Нацрыбресурс» Андрей Захаров.
Предприятие, в ведении которого находится значительная часть специализированных причалов и других гидротехнических сооружений в рыбных портах, последнее время оказалось под огнем критики, а некоторые арендаторы даже напрямую обвинили его в срыве сроков инвестиционных проектов. Больным местом остается и неудовлетворительное состояние ГТС, которые не ремонтировались десятилетиями.
По словам Андрея Захарова, восстановление той части портовой инфраструктуры, которая остается в собственности государства и находится в управлении ФГУП, является приоритетом номер один. Большие перспективы связаны и с вовлечением таких ГТС в региональные проекты по созданию рыбохозяйственных кластеров.
«Если причалами и прилегающей инфраструктурой управляют другие портовые операторы, то наше дело – создать условия, чтобы партнеры и коллеги надлежащим образом эксплуатировали и ремонтировали государственное имущество, решали поставленные руководством страны и отрасли задачи, и самое главное, развивали свой бизнес и модернизировали портовую инфраструктуру», – рассказал замруководителя «Нацрыбресурса» в интервью Fishnews.
Конфликтные ситуации с портовиками, включающие обвинения в нежелании заключать или продлевать договоры аренды ГТС, надо в каждом случае разбирать отдельно и проверять обоснованность претензий, считают в руководстве ФГУП. «Не забывайте, что мы и самостоятельно эксплуатируем причалы, оказываем портовые услуги рыбопромысловым судам и судам иного назначения. Нам же предлагают фактически самоустраниться в этой сфере, ограничившись взиманием арендной платы. Это не выгодно как с точки зрения экономики – в таком случае мы потеряем миллионы рублей доходов, так и с точки зрения организации бизнеса, поскольку тогда мы фактически будем играть роль «рантье», в чем нас так любят обвинять наши «визави», – добавил Андрей Захаров.
Передача ГТС в частные руки путем приватизации – тоже не выход, уверен он. Прежде всего, запрет на приватизацию причалов предусмотрен законом о морских портах, и его никто не снимал. А практика показала, что продажа причалов операторам не является панацеей для решения проблем по содержанию и ремонту ГТС.
«В 2012–2014 гг. некоторые арендаторы причалов воспользовались нормой, предусматривавшей возможность выкупа у государства имущества, «незаконно» не включенного в уставный капитал при приватизации. В собственность частных организаций отошло более трех километров причальной линии в морском порту Находка, но «города-сада» там почему-то до сих пор нет. Что мы видим: причалы как разрушались, так и разрушаются, судов как не было, так и нет», – привел пример представитель ФГУП.
Он напомнил, что пригодные для создания портов территории – такой же ограниченный естественный и материальный ресурс, как полезные ископаемые и биологические ресурсы. «Их вовлечение в коммерческий оборот и задействование частными лицами для производственных целей возможно и целесообразно на правах владения и/или пользования, но вот передача этого ресурса в частные руки на праве собственности стратегически не оправдано и опасно», – подчеркнул Андрей Захаров.
Полный текст читайте в рубрике «Интервью» на сайте Fishnews.
Источник:
fishnews.ru